Школа экономической журналистики
Главная страница Написать письмо Карта сайта
логин
пароль
Ценные люди

Sun, 24 October 2004
вернуться к списку

Не называйте статистиков «статистами», или Репортаж вдогонку одному профессиональному празднику

Считается, что ходить по магазинам приятно и полезно для нервов. Но вряд ли это касается тех, кто ходит туда по долгу службы. А люди такие есть. Они работают в отделе статистики цен Красноярской краевой службы статистики. Именно им положено регулярно списывать показатели ценников во всем городе. Чтобы потом высчитать индекс цен — показатель, на который ориентируются и администрации при формировании бюджетов, и банки, дающие кредиты, и много еще кто.

Нина Михайловна Багрова работает в отделе регистрации цен уже много лет. Но последние три из них занимается почти исключительно продуктами питания. В один из таких походов она согласилась взять меня с собой.

На трамвае мы добрались до первого в списке универмага. Оставив маленькую плоскую сумку в камерах хранения (ее работа и без того заставляет охрану и продавцов нервничать, и она старается выглядеть как можно безобиднее), Нина Михайловна отправилась в зал в компании карманного компьютера. Эта техника сильно упрощает жизнь нынешних статистиков, избавляя их от бумажной возни. Переходя от полки к полке, Нина Михайловна заносит в полезную машинку цены на хлеб, молоко, водку (среднего класса — из спирта «Экстра»), рыбу, стиральный порошок, макароны и так далее. В конце недели все работники отдела статистики цен отправят данные со своих мини-компьютеров аналитикам. И уже тем придется решать, подорожала ли наша жизнь. В разных магазинах регистрируются разный набор марок товаров. Если, например, в супермаркете «Красный яр» Нину Михайловну каждую неделю интересует только порошок «Тайд» для ручной стирки, то в следующей торговой точке она запишет цену на какой-нибудь «Миф-автомат» или «Аист». Товары выбираются раз в полгода и стабильно отслеживаются статистиками. Сколько-нибудь заметное повышение или падение цены — уже повод пойти за разъяснениями к товароведу. Поэтому статистики не только знают, как меняются цены, но и почему они меняются. Был случай, когда в одном из супермаркетов цена на водку внезапно подскочила с 87 рублей до 112. 20 процентов роста — не шутка. Нина Михайловна полчаса потратила на выяснение причин. Оказалось все банально — перепутали ценник. И такие недоразумения случаются сплошь и рядом. Так что регистраторы цен вносят свою лепту в наведение порядка.

Персональные разъяснения
В целом статистики мониторят цены на промтовары, платные услуги, бензин и даже сотовую связь и интернет — всего 499 наименований. На каждый товар или услугу регистрируется 5-10 цен. Когда по весне в магазинах подорожал хлеб, комитет цен никак не мог поверить в такой резкий рост и пошел в магазины вместе со статистиками. Те легко доказали, что никакой ошибки в их данных не было — цены действительно подскочили. Пришлось комитету срочно принимать меры. В то же время красноярцы, посмотревшие теленовости, звонили в крайстат и возмущались:«Почему вы сказали, что хлеб стал стоить 12 рублей, когда у нас — только шесть?». Дескать, зачем панику нагонять. Приходилось каждому персонально разъяснять, что статистики меряют хлеб и другие продукты в единицах СИ — килограммах. Разъяснять — это карма статистиков. Нина Михайловна, например, почти каждую неделю втолковывает бдительным продавцам и прохожим, что она записывает цены без злого умысла — работа такая.

И — улыбка
Вообще самое больное место этой профессии — недоброжелательность. Не все магазины соглашаются сотрудничать. Хотя немало и понимающих дирекций, которые доброжелательно относятся к необычной службе. Тем более, что работникам, собирающим информацию, строго-настрого запрещено делиться ею. Ведь у любого уважающего себя товароведа обязательно возникает желание разузнать о ценах конкурента за углом. Нина Михайловна уже научилась обходить острые моменты, уклончиво отвечая: «А если бы это они меня о ваших ценах расспрашивали. Вам бы приятно было?» После чего вопросы исчерпываются. У статистиков даже в обязанностях прописано: не обострять отношения с магазинами. Поначалу Нине Михайловне приходилось не обращать внимание на взгляды исподлобья и с улыбкой разруливать назревающие конфликты. Зато теперь почти все продавцы ей знакомы. Особенно доброжелательны люди на рынках. Там они охотно рассказывают свои новости, здороваются и прощаются, а когда Нина Михайловна вернулась из отпуска, встревоженно интересовались, почему она пропадала.

Главное — объективность
Продавщица сыров на продуктовой базе с сожалением объяснила, что нужного Нине Михайловне буковинского она больше не закупает — спрос на него почему-то упал. Может, у производителя какой сбой. И присоветовала, какие сыры бывают постоянно. Нина Михайловна отметила — пригодится при составлении следующего плана. Статистики со временем становятся спецами по качеству исследуемых товаров. Им это нужно для объективности. Ведь иногда цены снижают только потому, что товар залежался. Отметить снижение цены, значит погрешить против истины. А вот сезонные спады — фиксируются.

И никто их не боится
-Что же вы сумочку не закрыли, — сказала я Нине Михайловне. Вытащить кошелек из ее незастегнутой сумки в толпе проще простого. «Да я с собой денег никогда не беру — 12 рублей на автобус и все (вообще-то работникам службы положены проездные, но объездить все точки на левом и правом берегах на муниципальном транспорте нереально). И рассказала, как ее коллеги — такие же статистики — однажды поймали карманника: у них на глазах он вытащил из сумки зазевавшейся покупательницы кошелек и собрался сматываться. Статистики подняли шум, и кошелек вернулся к законной владелице. Вора, правда, не повязали — некому было. И — хватило же наглости — он еще долго шел за работницами крайстата и ныл, что они ему помешали. Видать, привыкших избегать конфликтов статистиков не боятся даже воришки. Кстати, в конце сентября у статистиков профессиональный праздник. Будете поздравлять знакомых профессионалов, не назовите их случайно «статистами» (как случается сплошь и рядом). Статистики на это очень обижаются.

P. S.: Служба, занимающаяся статистикой цен, возникла в России в 1991 году. Инфляция влияет на жизнь каждого из нас. Поэтому от точности расчетов статистиков зависит в конечном итоге уровень жизни каждого из нас. За эти годы статистики отслеживали расширение ассортимента, скачок цен, обзавелись мини-компьютерами, сильно облегчающими их работу. Большая часть цен регистрируется раз в месяц. Но самые необходимые товары и услуги учитываются раз в неделю.

Автор: Инна Веревкина, «Комок» (г.Красноярск)
http://e-school.sibirp.ru/students/verevkina/

+7 (383) 346-4895
Контактная информация
online dating
HotLog