Школа экономической журналистики
Главная страница Написать письмо Карта сайта
логин
пароль
Конституционный переворот

Tue, 27 July 2004
вернуться к списку

С принятием федерального закона о так называемой монетизации льгот разрушается система российского федерализма.

ПОДБИВАЕМ БАБКИ, ИЛИ ТРЕТИЙ ЭТАП

Нынешний проект закона с очень длинным названием "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как заявляется в пояснительной записке к закону, является третьим, завершающим этапом реформы местного самоуправления нашей страны. Полное название документа приводится не случайно. По вполне понятным причинам большинство СМИ и наших политических деятелей никогда его не воспроизводили полностью, довольствуясь уже набившей оскомину монетизацией льгот. В то же время эта пресловутая монетизация, как видите, является не то что вершиной айсберга, а скорее, маленьким кусочком этой вершины, имеющим весьма опосредованное отношение к сути самого пакета документов.
Итак, этот документ завершает титанический труд нашего правительства и законодателей по приведению, как указывается все в той же сопроводительной записке, прежних законов в соответствие с положениями принятого 4 июля 2003 года законом, определяющим основы местного самоуправления России. Однако в значительной мере авторы закона лукавят. Нынешний закон является отнюдь не просто изменением. В сущности, это кардинальное переустройство всего правового поля, по которому строились отношения субъектов Федерации и Федерального центра. Революция, однако. Впрочем, нет. Нынешняя политическая конъюнктура требует другого названия - "Переворот", а если быть точнее, "конституционный переворот", - что лучше всего характеризует происходящее.

ТОЛЬКО БЫСТРО

Совершается этот "переворот" в лучших революционных традициях - быстро и незаметно. Согласно правительственному графику новая система межбюджетных отношений должна быть введена в действие с 1 января 2005 года применительно к федеральному бюджету и бюджетам субъектов Федерации, а с 1 января 2006 года применительно к местным бюджетам и бюджетной системы в целом. При этом сам закон планируется принять Государственной думой в начале августа нынешнего года. Как видите, времени для отстраивания новой системы межбюджетных отношений не остается. Судя по всему, все будет делаться на ходу, и, как уже прогнозируют специалисты, с огромными проблемами.

В начале июля мне довелось побывать на семинаре, организованном клубом региональной журналистики "Из первых уст", где данная проблема активно обсуждалась. Выступавший перед журналистами заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы Михаил Задорнов выказывал серьезную озабоченность этой законодательной гонкой. По мнению Михаила Задорнова, бюджеты всех уровней после принятии этого поправочного закона столкнутся с серьезной проблемой доведения доходной и расходной части бюджета в соответствие с новыми законодательными реалиями. Дело в том, что бюджеты на 2005 год, скорее всего, будут формироваться, исходя из прежних нормативных установок. Следовательно, если рассматриваемый Закон будет принят Думой, то год начнется с пересмотра уже сверстанных бюджетов. Отсюда вопрос, который, как признался Михаил Задорнов, он постоянно задает чиновникам, двигающим закон, из каких источников будут взяты недостающие деньги? Особенно тяжело, прогнозирует Михаил Задорнов, придется бюджетам субъектов Федерации, налоговая база которых серьезно изменит свою структуру. Часть налогов, поступающих сейчас в региональные бюджеты, будет переведена в федеральный бюджет. В первую очередь, это касается наиболее доходных налогов, связанных с природно-ресурсным комплексом. Одновременно с централизацией наиболее "хлебных" налогов увеличивается расходная часть субъектов Федерации, на которые, помимо обеспечения уже заявленной монетизации льгот, ложится финансирование школ и среднеспециальных учебных заведений, компенсация повышения заработной платы бюджетников и финансирование еще ряда весьма существенных расходных позиций. Какая-то странная ситуация получается: денег нет, но при этом, с принятием нового закона пойдет настоящая гонка на выживание. Куда торопимся, товарищи? Может быть, стоит остановиться и осмотреться, проверить, насколько эффективно новая система работает на примере нескольких регионов, а не экспериментировать сразу на все стране?
Кстати, к 2006 году ряд налоговых поступлений региональных бюджетов будет пересмотрен в пользу местных бюджетов. А значит, позиции региональных властей еще больше ослабнут, ведь налоги будут напрямую поступать в местные органы власти, минуя региональный уровень. Если такая политика федеральных властей сохранится, можно с высокой долей вероятности прогнозировать превращение институтов региональной власти исключительно в номинальные фигуры, без всяких реальных рычагов управления.

ПОЛНОМОЧИЯ ПО РАЗНАРЯДКЕ

Чем грозит реализация закона субъектам Федерации очевидно. И все же не будем голословными и приведем мнение специалистов, в компетентности которых сомневаться не приходится. В своем недавнем выступлении на совместном выездном заседании комиссии Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям депутат Законодательного собрания края Юрий Захаринский призвал приехавших сенаторов голосовать против принятия данного проекта закона и назвал курс правительства ошибочным. Правда, говорил он только о той части закона, которая касается изменений в блоке законов, регламентирующих сферу управления природными ресурсами, но основная суть проблемы касается всех сфер, так или иначе присутствующих в законопроекте.

По мнению Юрия Захаринского, возглавляющего постоянную комиссию по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности в краевом Законодательном собрании, принятие обсуждаемого проекта закона приведет к полной отмене прав субъектов в сфере управления природными ресурсами территории. Напомним, что в общей сложности в рамках этого законопроекта планируется внести поправки в 155 законов и полностью отменить 41 закон. Эти поправки, согласно выводам членов и экспертов профильной комиссии Законодательного собрания, приведут к фактическому отстранению органов субъектов Федерации от управления природными ресурсами.

Юрий Захаринский убежден, что такая деструктивная позиция федеральных органов власти приведет к полному разрушению системы управления природными ресурсами края. Сосредоточение на федеральном уровне вопросов организации природопользования и охраны окружающей среды будет являться сдерживающим фактором в развитии конкуренции в этом секторе экономики и приведет к сокращению возможностей регионов влиять на федеральные структуры в вопросах предоставления ресурсов в долгосрочное пользование. Все это самым негативным образом отразится на социально-экономическом развитии субъектов Федерации.

Однако, как признался Юрий Захаринский, несмотря на то, что многие субъекты Федерации высказывают свои возражения против принятия данного законопроекта, проект закона уже принят в первом чтении Государственной думой.

Похоже, что мнение субъектов Федерации просто игнорируется, федеральные чиновники уже вошли в раж, а запущенная президентом партийная машина, принимающая законы, уже не остановится. По крайней мере, остановить победное продвижение законопроекта по коридорам власти не позволило даже явное нарушение закрепленных в основном законе страны положений. В статье 72 Конституции РФ прямым текстом указывается, что владение, пользование и распоряжение природными ресурсами находятся в числе вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако в законопроекте мы видим абсолютно иную картину. Так, после внесения предполагающихся изменений в Лесной кодекс РФ из 30-ти имеющихся у субъектов Федерации полномочий не останется ни одного, то же произойдет и с Водным кодексом. Сходные изменения мы находим и в блоке экологических законов. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" из 20-ти полномочий у субъектов остается только два, в ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" из 14-ти остается , в ФЗ "Об отходах производства и потребления" из 11-ти полномочий у субъектов Федерации остается только два.

Серьезные изменения претерпит и Закон о Недрах. По новой редакции субъекты теряют все полномочия в части участия в принятии решений по предоставлению права пользования участками недр, определения ставок регулярных платежей за пользование недрами; принятии решений о проведении конкурсов и аукционов на право пользования недрами, определении порядка их проведения. Кстати, лицензии на право пользования недрами будут также выдаваться исключительно федеральными чиновниками без всякого согласования с руководством субъекта Федерации.

Впрочем, отвечая на высказываемые специалистами сомнения по поводу эффективности представленной модели управления природными ресурсами, федеральные чиновники просили не нагнетать обстановку и обещали делиться с субъектами своими полномочиями. И тем не менее, Юрий Захаринский не уверен, что такой способ работы обеспечит нормальное управление данной сферой экономики. Все помнят, как такая система работала в Советском Союзе. Зачем повторять неудачный опыт прошлого, абсолютно не понятно. К тому же сосредоточение подобных функций в одних руках не только не обеспечит понятность и прозрачность механизма распределения тех же лицензий, но создаст максимально благоприятные условия для различного рода злоупотреблений. Какая-то странная борьба с бюрократизацией управления получается.

Как справедливо заметил по этому поводу первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию Александр Беляков, если все управление ресурсами перевести в Центр, то ни в регионах не будут знать, что происходит с лицензиями, ни в Москве, что в реальности происходит на местах. В итоге все кончится плохо, - резюмировал Александр Беляков. По его мнению, правительству было бы правильнее заключать договоры с губернаторами на исполнение федеральных нужд по управлению природными ресурсами и спрашивать с одного человека за все. И тогда по мандату, который народ ему доверил, губернатор будет отвечать перед народом, а по контракту с правительством - за управление недрами отчитываться перед органами федеральной исполнительной власти.

ПРОЩАЙ, ФЕДЕРАЦИЯ!

Однако ни в правительстве, ни в "единороссовском" большинстве Государственной думы к альтернативным предложениям, судя по всему, уже никто не прислушивается. Какой-то разговор в пустоту получается, не желает Центр быть собеседником регионов. Наверное, просто все уже давно решено, благо, губернаторы очень сговорчивыми стали. Партийная дисциплина - страшная вещь.

С моей точки зрения, все эти процессы являются лишь логическим завершением политики, проводимой нашим президентом в течение последних пяти лет. Как-то незаметно федеральные власти вышли за пределы имеющегося конституционного поля. Сначала были созданы федеральные округа, которые до сих пор отсутствуют в Конституции, а теперь принимается закон, который фактически разрушает прописанные в Конституции основы российского федерализма. Так что в последние годы законодательная игра на грани юридического фола, в общем-то, является нормой нашего государства.

Пора признать, в общем-то, уже очевидный факт: Россия из федерации превращается в жестко централизованное, унитарное государство.

Автор: Дмитрий Мальков, "Экономика и жизнь - Сибирь" (г. Красноярск)
http://e-school.sibirp.ru/students/malkov/

+7 (383) 346-4895
Контактная информация
online dating
HotLog