Школа экономической журналистики
Главная страница Написать письмо Карта сайта
логин
пароль
Экономическая журналистика прирастать будет Сибирской школой

Wed, 13 July 2005
вернуться к списку

Пришло время рассказать о том, к чему может привести творческий союз экономиста и журналиста. Привел он к «Большой трубе на Восток». Именно так называется работа выпускников Сибирской школы экономической журналистики, опубликованная в одном из последних номеров журнала «Эксперт-Сибирь» (№ 25 от 4.07.2005).

Итак, однажды журналист (он же директор Института развития прессы-Сибирь) Виктор Юкечев и экономист (он же ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН) Владимир Клисторин задумали открыть Сибирскую школу экономической журналистики. И открыли ее при Институте развития прессы-Сибирь - спасибо Фонду «Евразия», выделившему для этого грант.

Решили они это не вдруг - а в результате многолетних наблюдений за деятельностью экономических обозревателей. Владимир Клисторин, например, поймал себя на мысли о том, что современным журналистам не помешало бы подучиться, десять лет назад. Тогда один банк обнародовал результаты своей деятельности за год. Среди прочей в отчете была информация об обороте средств по валютным счетам. Он составил 900 миллионов долларов. В итоге одна вполне уважаемая газета написала, что этот банк вывез за границу (!) почти миллиард долларов.

Вольное обращение с экономическими терминами и злоупотребление цифрами - пожалуй, самые распространенные ошибки в работе экономических обозревателей. Хотя нет - есть еще одна. Виктор Юкечев называет ее «инфицирование» читателя своими (авторскими) убеждениями. По его словам, уж где-где, а в Школе экономической журналистики «журналисты, даже если ничему не научаясь, должны хотя бы разучиться нести читателям себя вместо фактов и мнений».

И вот - в августе 2004 года тринадцать корреспондентов из Красноярского края, Бурятии, Читинской и Иркутской областей приехали в Новосибирск - на первые занятия школы. «Доступ журналиста к информации» - так назывался семинар под номером один. Прежде чем приступить к финансовой аналитике и другим, сплошь экономическим темам, участники проекта узнали, в какой информации чиновник имеет право отказать журналисту, а в какой - нет, как найти интересный повод для материала на экономическую тему и др.

С каждым новым занятием темы звучали все серьезнее, домашние задания усложнялись. Участники открыли для себя план социально-экономического развития региона - и нашли там много интересного, например, для аналитических статей. Делали обзоры рынков товаров и услуг своего региона. Изучали «черные», «серые» и «белые» методы захвата бизнесов; достоинства и пороки налоговой системы. И даже судились - на деловой игре «От планерки до судебного заседания».

За одиннадцать месяцев в строю «студентов» произошли замены. Не все, кто начал старт летом прошлого года, приехали в Новосибирск летом года нынешнего - на последний семинар. Он назывался «Экономическая журналистика в качественной прессе». Качественной прессой оказался журнал «Эксперт - Сибирь», а экономической журналистикой в нем - публикации участников проекта: о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», о темпах экономического роста Красноярского края и о его обувном рынке…

Выпускники Школы получили сертификаты - этакие аттестаты экономической зрелости. Вопреки школьным традициям, золотых медалей никому не давали. Золото обычно вручают идеальным выпускникам, а таких, по мнению Виктора Юкечева, у Школы экономической журналистики быть не может - «равно в такой же степени как нет сегодня в России идеальной экономики и идеальной журналистики. Но если выпускник Школы понимает - почему их сегодня нет, он на пути к идеалу».

А если вам интересно, что будет в Сибирской школе экономической журналистики в следующем году - заходите на сайт http://e-school.sibirp.ru.

Юлия Лебедева, редактор проектов ИРП-Сибирь

Опубликовано на сайте Института развития прессы-Сибирь, на сайте Центра экстремальной журналистики, на сайте Института региональной прессы, а также в газете «Красноярский рабочий»

+7 (383) 346-4895
Контактная информация
online dating
HotLog